Управление жизненным циклом изделия
Термин (часто в русскоязычном тексте используется его английская аббревиатура PLM — от Product Lifecycle Management) применяется для обозначения процесса управления полным циклом изделия — от его концепции, через проектирование и производство до продаж, послепродажного обслуживания и утилизации. PLM — это набор возможностей, которые позволяют предприятию эффективно обновлять свои продукты и релевантные услуги на протяжении полного бизнес-цикла. PLM — это один из четырех краеугольных камней в ИТ-структуре любого производственного предприятия, наряду с ERP, SCM и CRM.
Определение PLM
CIMdata использует следующее определение PLM:
PLM - это стратегия ведения бизнеса на основе системных бизнес-решений, поддерживающих коллективную разработку, управление, распространение и использование информации о спецификации изделия в рамках расширенного предприятия от концепции до конца жизненного цикла изделия; PLM обеспечивает интеграцию персонала, производственных процессов, бизнес-систем и информации.
PLM – это не просто программное приложение. PLM – это бизнес-стратегия, направленная на более эффективную поддержку полного жизненного цикла изделия компании посредством процессов, обеспечивающих коллективные разработки на протяжении всего жизненного цикла в масштабах партнерских сетей, технологий поддержки разработки изделий и усовершенствования производственных процессов, а также методов стимулирования инноваций на всех этапах.
PLM объединяет в комплексную систему передовые подходы и опорные технологии, как-то: управление данными об изделии (PDM), коллективные разработки, визуализация, цифровое производство, выбор стратегических поставщиков, проверка и управление соответствиями и пр. Реализация осуществляется в рамках расширенной цепочки поставок определяемого изделия/установки, включая производителей оборудования (OEM), субподрядчиков, поставщиков, партнеров и потребителей. PLM фокусируется на решениях для основных отраслевых задач и использует разнообразные многочисленные технологии и методы. Внедрение PLM осуществляется в сферах, пересекающихся с многими другими бизнес-технологиями и методами, например с ERP и планированием производственных процессов.
Повышая гибкость и оперативность при реагировании на изменяющиеся вызовы рынка и конкурентной среды, PLM помогает компаниям:
- производить более инновационные продукты и услуги;
- сокращать издержки, повышать качество и сокращать сроки выведения продукции на рынок, обеспечивая при этом запланированную прибыль на инвестиции (ROI);
- формировать всестороннее взаимодействие с потребителями, поставщиками и бизнес-партнерами в режиме коллективных разработок и постоянного совершенствования.
Эволюция PLM
Термин управление жизненным циклом изделия является результатом почти двадцатилетнего периода развития соответствующих рынков и технологий. Для середины 1980-х – начала 1990-х гг. была характерна некая дезориентация относительно того, что именно следует относить к категории информация об изделии, особенно, что касается инженерных данных. По мере того, как «данные вообще» стали конкретизироваться как данные об изделии, появился термин Управление данными об изделии (PDM). В последние несколько лет пришло понимание, что отрасль сформировалась и постоянно расширяется как по степени охвата, так и по мощности предлагаемых решений, и возник термин PLM, используемый для описания бизнес-подходов к созданию, управлению и направленному использованию связанных с изделием интеллектуального капитала и информации на протяжении всего жизненного цикла. PLM превратилась в нечто большее, чем просто терминология. Представленная ниже схема демонстрирует непрерывную эволюцию содержательного наполнения понятия PLM.
В ходе эволюции PLM менялись и подходы к определению “жизненного цикла изделия”. Двадцать лет назад под “жизненным циклом” понимались в основном проектные и конструкторские работы, поскольку инструментальные средства были сосредоточены прежде всего на автоматизированном проектировании при управлении данными. В конце 1980-х подход расширился и стал включать поток операций и процессы, осуществляемые в ходе жизненного цикла изделия, т.е. обмен информацией и процессами между различными направлениями опытно-конструкторских работ.
PLM в масштабе предприятия
На современном этапе, когда PLM представляет собой решение в масштабе предприятия, важно понимать, как PLM согласуется с другими решениями того же уровня, предлагающими управление информацией об изделии и операциями. В последние несколько лет наиболее важные области, в которые промышленные компании готовы осуществлять значительные инвестиции на развитие своих предприятий, включают Планирование (управление) ресурсами предприятия (ERP), Управление взаимодействием с клиентом (CRM), Управление цепочками поставок (SCM) и PLM. Изначально такого рода инвестиции предназначались для обеспечения поддержки в конкретных сферах:
- ERP — планирование и регламентация выпуска продукции, управление товарными запасами, издержки, персонал, финансовые показатели;
- CRM — заказы клиентов и их прогнозирование, управление связями с заказчиками и, в ряде случаев, служба технического сопровождения и услуги реагирования на запросы клиентов— данное направление ориентировано на клиентов
- SCM — логистика поставок, движение запасов (например, решения “точно в срок”) и сокращение издержек при закупках компонентов — данное направление ориентировано на партнеров
- PLM — определение и управление изделием, в основном, -- проектно-конструкторские работы и анализ.
ERP, CRM и SCM представляли собой диалоговые решения, отражающие материальные аспекты работы с изделием и ведения бизнеса (заказы, запасы, производственный цикл, издержки), тогда как в PLM рассматривались интеллектуальные активы и управление информацией в соответствующем контексте. Со временем, однако, границы между данными направлениями стали размываться по мере внедрения новых функциональностей в решения, разрабатываемые в рамках отдельных направлений.
Сфера применения PLM
Сфера применения PLM-решений быстро расширяется, охватывая все больше областей, в которых обмен и целенаправленное использование интеллектуальных активов, связанных с изделием, обеспечивают существенное приращение ценности. От сбора исходных требований и разработки концептуальной модели нового изделия до сервисного обслуживания и текущего ремонта изделий и установок до момента их вывода из эксплуатации, использование информации, определяющей изделие/установку, позволяет компаниям производить правильную продукцию и гарантирует максимальные преимущества заказчикам и пользователям в работе с данной продукцией. Содержательное наполнение PLM продолжает расширяться. Такого рода экспансия порождает новые возможности и открывает новые сферы, где потенциал связанного с изделием интеллектуального капитала реализуется в рамках расширенного предприятия. Перспективные области применения PLM включают:
- управление процессом формирования идей,
- цифровое производство,
- анализ и управление моделированием,
- послепродажное обслуживание, включая техобслуживание, ремонт и эксплуатацию, программы гарантийного обслуживания,
- управление исходными требованиями,
- управление портфельными активами,
- управление портфелем программ,
- управление портфелем продукции,
- управление активами в дискретном производстве,
- мехатроника – управление интеграцией электронных устройств и програмного обеспечения,
- проектирование систем,
- управление техническими характеристиками/рецептурой/номенклатурой,
- управление соответствиями.
Источники
При подготовке настоящей статьи были использованы материалы из Введения, написанного Кеннетом Б. Аманном, директором по научным исследованиям CIMdata, Inc., для бумажного издания "Энциклопедии PLM" (Новосибирск, 2008, ISBN 978-5-9901334-1-9).
Статьи о PLM
Дилип Менезес. Autodesk PLM 360 доступен
Владимир Малюх. PLM для средних и малых предприятий: ниша открыта
Autodesk считает, что PLM уже в сознании многих людей
Владимир Малюх. Миграция данных PLM: проблемы и решения
Концепция PLM+ от компании «Топ Системы»
Владимир Малюх. Какие PLM используют в российском автопроме?
Олег Шиловицкий. Aras PLM бросает вызов Windchill, Enovia и TeamCenter
Владимир Малюх. CIMdata оценивает PLM-рынок в 2010 году и дает оптимистичные прогнозы
Дмитрий Ушаков. PTC объединяет жизненные циклы "железа" и "софта"
Владимир Малюх. PLM и BIM: близницы или двойняшки?
Фирма «1С»: экспансия на рынок PLM
Владимир Малюх. Мир PLM: четыре игрока – четыре стратегии
Олег Шиловицкий. 5 главных задач PLM в 2010-х
Дмитрий Ушаков. Как в сжатые сроки построить самолет, или PLM в действии