Управление жизненным циклом изделия: различия между версиями
ru>Ushakov Нет описания правки |
Adminka (обсуждение | вклад) м 1 версия импортирована |
(нет различий)
|
Текущая версия от 17:45, 16 августа 2024
Термин (часто в русскоязычном тексте используется его английская аббревиатура PLM — от Product Lifecycle Management) применяется для обозначения процесса управления полным циклом изделия — от его концепции, через проектирование и производство до продаж, послепродажного обслуживания и утилизации. PLM — это набор возможностей, которые позволяют предприятию эффективно обновлять свои продукты и релевантные услуги на протяжении полного бизнес-цикла. PLM — это один из четырех краеугольных камней в ИТ-структуре любого производственного предприятия, наряду с ERP, SCM и CRM.
Определение PLM[править]
CIMdata использует следующее определение PLM:
PLM - это стратегия ведения бизнеса на основе системных бизнес-решений, поддерживающих коллективную разработку, управление, распространение и использование информации о спецификации изделия в рамках расширенного предприятия от концепции до конца жизненного цикла изделия; PLM обеспечивает интеграцию персонала, производственных процессов, бизнес-систем и информации.
PLM – это не просто программное приложение. PLM – это бизнес-стратегия, направленная на более эффективную поддержку полного жизненного цикла изделия компании посредством процессов, обеспечивающих коллективные разработки на протяжении всего жизненного цикла в масштабах партнерских сетей, технологий поддержки разработки изделий и усовершенствования производственных процессов, а также методов стимулирования инноваций на всех этапах.
PLM объединяет в комплексную систему передовые подходы и опорные технологии, как-то: управление данными об изделии (PDM), коллективные разработки, визуализация, цифровое производство, выбор стратегических поставщиков, проверка и управление соответствиями и пр. Реализация осуществляется в рамках расширенной цепочки поставок определяемого изделия/установки, включая производителей оборудования (OEM), субподрядчиков, поставщиков, партнеров и потребителей. PLM фокусируется на решениях для основных отраслевых задач и использует разнообразные многочисленные технологии и методы. Внедрение PLM осуществляется в сферах, пересекающихся с многими другими бизнес-технологиями и методами, например с ERP и планированием производственных процессов.
Повышая гибкость и оперативность при реагировании на изменяющиеся вызовы рынка и конкурентной среды, PLM помогает компаниям:
- производить более инновационные продукты и услуги;
- сокращать издержки, повышать качество и сокращать сроки выведения продукции на рынок, обеспечивая при этом запланированную прибыль на инвестиции (ROI);
- формировать всестороннее взаимодействие с потребителями, поставщиками и бизнес-партнерами в режиме коллективных разработок и постоянного совершенствования.
Эволюция PLM[править]
Термин управление жизненным циклом изделия является результатом почти двадцатилетнего периода развития соответствующих рынков и технологий. Для середины 1980-х – начала 1990-х гг. была характерна некая дезориентация относительно того, что именно следует относить к категории информация об изделии, особенно, что касается инженерных данных. По мере того, как «данные вообще» стали конкретизироваться как данные об изделии, появился термин Управление данными об изделии (PDM). В последние несколько лет пришло понимание, что отрасль сформировалась и постоянно расширяется как по степени охвата, так и по мощности предлагаемых решений, и возник термин PLM, используемый для описания бизнес-подходов к созданию, управлению и направленному использованию связанных с изделием интеллектуального капитала и информации на протяжении всего жизненного цикла. PLM превратилась в нечто большее, чем просто терминология. Представленная ниже схема демонстрирует непрерывную эволюцию содержательного наполнения понятия PLM.
В ходе эволюции PLM менялись и подходы к определению “жизненного цикла изделия”. Двадцать лет назад под “жизненным циклом” понимались в основном проектные и конструкторские работы, поскольку инструментальные средства были сосредоточены прежде всего на автоматизированном проектировании при управлении данными. В конце 1980-х подход расширился и стал включать поток операций и процессы, осуществляемые в ходе жизненного цикла изделия, т.е. обмен информацией и процессами между различными направлениями опытно-конструкторских работ.
PLM в масштабе предприятия[править]
На современном этапе, когда PLM представляет собой решение в масштабе предприятия, важно понимать, как PLM согласуется с другими решениями того же уровня, предлагающими управление информацией об изделии и операциями. В последние несколько лет наиболее важные области, в которые промышленные компании готовы осуществлять значительные инвестиции на развитие своих предприятий, включают Планирование (управление) ресурсами предприятия (ERP), Управление взаимодействием с клиентом (CRM), Управление цепочками поставок (SCM) и PLM. Изначально такого рода инвестиции предназначались для обеспечения поддержки в конкретных сферах:
- ERP — планирование и регламентация выпуска продукции, управление товарными запасами, издержки, персонал, финансовые показатели;
- CRM — заказы клиентов и их прогнозирование, управление связями с заказчиками и, в ряде случаев, служба технического сопровождения и услуги реагирования на запросы клиентов— данное направление ориентировано на клиентов
- SCM — логистика поставок, движение запасов (например, решения “точно в срок”) и сокращение издержек при закупках компонентов — данное направление ориентировано на партнеров
- PLM — определение и управление изделием, в основном, -- проектно-конструкторские работы и анализ.
ERP, CRM и SCM представляли собой диалоговые решения, отражающие материальные аспекты работы с изделием и ведения бизнеса (заказы, запасы, производственный цикл, издержки), тогда как в PLM рассматривались интеллектуальные активы и управление информацией в соответствующем контексте. Со временем, однако, границы между данными направлениями стали размываться по мере внедрения новых функциональностей в решения, разрабатываемые в рамках отдельных направлений.
Сфера применения PLM[править]
Сфера применения PLM-решений быстро расширяется, охватывая все больше областей, в которых обмен и целенаправленное использование интеллектуальных активов, связанных с изделием, обеспечивают существенное приращение ценности. От сбора исходных требований и разработки концептуальной модели нового изделия до сервисного обслуживания и текущего ремонта изделий и установок до момента их вывода из эксплуатации, использование информации, определяющей изделие/установку, позволяет компаниям производить правильную продукцию и гарантирует максимальные преимущества заказчикам и пользователям в работе с данной продукцией. Содержательное наполнение PLM продолжает расширяться. Такого рода экспансия порождает новые возможности и открывает новые сферы, где потенциал связанного с изделием интеллектуального капитала реализуется в рамках расширенного предприятия. Перспективные области применения PLM включают:
- управление процессом формирования идей,
- цифровое производство,
- анализ и управление моделированием,
- послепродажное обслуживание, включая техобслуживание, ремонт и эксплуатацию, программы гарантийного обслуживания,
- управление исходными требованиями,
- управление портфельными активами,
- управление портфелем программ,
- управление портфелем продукции,
- управление активами в дискретном производстве,
- мехатроника – управление интеграцией электронных устройств и програмного обеспечения,
- проектирование систем,
- управление техническими характеристиками/рецептурой/номенклатурой,
- управление соответствиями.
Источники[править]
При подготовке настоящей статьи были использованы материалы из Введения, написанного Кеннетом Б. Аманном, директором по научным исследованиям CIMdata, Inc., для бумажного издания "Энциклопедии PLM" (Новосибирск, 2008, ISBN 978-5-9901334-1-9).
Статьи о PLM[править]
Дилип Менезес. Autodesk PLM 360 доступен
Владимир Малюх. PLM для средних и малых предприятий: ниша открыта
Autodesk считает, что PLM уже в сознании многих людей
Владимир Малюх. Миграция данных PLM: проблемы и решения
Концепция PLM+ от компании «Топ Системы»
Владимир Малюх. Какие PLM используют в российском автопроме?
Олег Шиловицкий. Aras PLM бросает вызов Windchill, Enovia и TeamCenter
Владимир Малюх. CIMdata оценивает PLM-рынок в 2010 году и дает оптимистичные прогнозы
Дмитрий Ушаков. PTC объединяет жизненные циклы "железа" и "софта"
Владимир Малюх. PLM и BIM: близницы или двойняшки?
Фирма «1С»: экспансия на рынок PLM
Владимир Малюх. Мир PLM: четыре игрока – четыре стратегии
Олег Шиловицкий. 5 главных задач PLM в 2010-х
Дмитрий Ушаков. Как в сжатые сроки построить самолет, или PLM в действии